Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Общее понятие о темпераменте и его психологических характеристиках
Темперамент - одно из важнейших свойств личности. Наблюдая за окружающим нас обществом, легко заметить разницу между людьми в общей подвижности и проявлении эмоций. Когда речь идет о темпераменте, говорят о психических различиях между людьми по глубине и силе эмоций, недостаточной эмоциональной сдержанности, ритму умственной деятельности и другим индивидуальным динамическим особенностям поведения.
Проблема темперамента отражена в ряде работ таких известных исследователей, психологов и ученых, как Гиппократ, Клавдий Гален, И. Кант, П. Ф. Лесгафт, И. П. Павлов, Б. М. Теплов и другие.
Родоначальником учения о темпераменте считается древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ. Пытаясь классифицировать индивидуальности каждого человека, он приблизил их к строению тела и циркуляции жидкостей в его тканях, которые являются носителями темперамента. Гиппократ считал, что психическое строение человека и специфика его поведения определяются соотношением четырех основных веществ: крови, желчи, черной желчи и лимфы, каждое из которых соответствует одному элементу. Физическая структура тела рассматривается как гармоничное взаимодействие внутренних жидкостей, одна из которых доминирует над другими, и для здоровья человека необходимы их пропорциональные пропорции.
Столетия спустя римские врачи назвали правильное смешивание жидкостей в организме словом temperamentum (пропорциональность, соотношение частей), от которого произошел термин "темперамент".
Основываясь на взглядах Гиппократа, римский врач, хирург и философ Клавдий Гален составил подробную классификацию наборов индивидуальных черт личности. Им было присвоено 13 типов темперамента, но позже древние врачи сократили это число до четырех по количеству основных "соков" организма.
Концепция Клавдия Галена просуществовала тысячелетия и на протяжении веков оказывала влияние на исследователей во всем мире. Подтверждением этому служит тот факт, что названия типов темперамента, предложенные древним врачом, остаются наиболее распространенными. Сохранялась и эмпирическая классификация темпераментов, но версия о зависимости характеристик динамических проявлений психики от "смешения жидкостей в организме" была практически отвергнута. На протяжении многих веков, начиная с античных времен, ученые (И. Кант, Э. Кречмер, И. П. Павлов и другие) выдвигали различные теории, объясняющие причину различий в психическом поведении человека.
Психологическая характеристика типов темперамента была впервые обобщена и классифицирована немецким философом И. Кант уже в наше время. Разделяя позицию сторонников гуморальных теорий, он придавал первостепенное значение индивидуальным биологическим характеристикам крови и разделял темпераменты человека на два типа: темперамент души и темперамент физического телосложения и телосложения.
Близко к аналогичной теории мнение русского физиолога и врача П. Ф. Лесгафта о том, что в основе темперамента лежат индивидуальные свойства кровеносной системы. В последующие столетия, столкнувшись с зависимостью поведения личности от рефлексов в телосложении и физиологических функциях, ученые попытались упорядочить и классифицировать эти различия. В результате возникло множество теорий и типологий темпераментов. Типологии, в которых признаки темперамента считались врожденными или наследственными и были связаны с индивидуальными особенностями тела, назывались соматическими.
Учение о типах нервной системы человека и животных было предложено И. П. Павловым и получило широкое развитие и практическое подтверждение в работах его последователей (Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына). Поскольку высшая психическая деятельность, отвечающая за поведение, является основной функцией мозга, по мнению Павлова, именно в его деятельности следует искать причину индивидуальных различий психики и поведения.
Величайшей заслугой русского физиолога было подробное теоретическое и экспериментальное обоснование теории о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной нервной системы, обладающей способностью контролировать и регулировать универсальные воздействия. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу психических переживаний, подвижность хода психических процессов и степень эмоционального равновесия. В зависимости от степени проявления нервных процессов люди по-разному реагируют на внешние раздражители. Реакция некоторых характеризуется увеличением затрат энергии, силы и молниеносности. Другие реагируют инертно, а не энергетически, независимо от силы внешнего давления. Работоспособность нервных клеток и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки также влияют на изменения этого показателя.
Научно доказано, что существуют большие индивидуальные различия в скорости процессов, за которые отвечает центральная нервная система. Степень реакции на патогены, то есть взаимосвязь тормозного процесса и возбуждающего процесса, характеризует уравновешенность психических процессов, силу или слабость эмоциональных функций. Во-первых, Павлов выделяет сильный и слабый типы нервной системы и делит сильный тип на уравновешенный и неуравновешенный, а слабый-на подвижный и инертный. В результате получаются три сильных типа, а один, четвертый, остается слабым, без явного проявления равновесия и подвижности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адлер А. «Понять природу человека». Спб. 2002
2. Асмолов А. Г. «Психология личности». М. 2005
3. Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию». М. 2000
4. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 2005.
5. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов — М. Высшая школа 2005.
6. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
7. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 2001
8. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
9. Немов Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 2008.
10. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 2008
11. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Изд. «Институт практической психологии», 2006.
12. Первушина О.Н. Общая психология. Методические указания. Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005.
13. Петровский А. В. Введение в психологию. М., 2006.
14. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 2009.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. II М., 2001.
16. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 2002.
17. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 2000 том 1.
18. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 2009.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н /Д, 2004.
20. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2005.